Внимание к системе дополнительного образования возрастает с каждым годом не только в нашей стране, но и во всем мире. Во многом это связано с возрастающими потребностями современного человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Российская система дополнительного образования существует довольно давно, во многом отличается от других видов образования, обладает уникальными особенностями и собственной структурой. Цель данной статьи рассмотреть виды дополнительного образования и их особенности.
Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ) дополнительное образование входит в структуру современной системы образования и включает в себя два подвида Дополнительное образование для детей и взрослых и Дополнительное профессиональное образование.
Рис.1. Система дополнительного образования в РФ
Дополнительное образование детей и взрослых направлено, в первую очередь, на развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование культуры здорового образа жизни, а также на организацию свободного времени, и, осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Таблица 1. Характеристики программ дополнительного образования для детей и взрослых
Критерии |
Дополнительные общеразвивающие программы |
Дополнительные предпрофессиональные программы |
Направленность |
|
|
Возрастные ограничения |
для детей и для взрослых |
только для детей |
Прием на обучение |
все желающие, без предъявления дополнительных требований |
по предварительному отбору, проводимому в целях выявления способностей, необходимых для освоения соответствующей программы |
Продолжительность обучения |
не менее 8 академических часов |
не менее 5 лет |
Итоговая аттестация |
не является обязательным элементом образовательной программы |
является обязательным элементом образовательной программы |
Преемственность |
отсутствует |
с программами среднего профессионального и высшего образования |
Дополнительное профессиональное образование направлено на профессиональное развитие человека, необходимое для осуществления профессиональной деятельности, осуществляется посредством реализации программ дополнительного профессионального образования. В свою очередь, программы дополнительного профессионального образования включают в себя программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Таблица 2. Характеристики программ дополнительного профессионального образования
Критерии |
Программы повышения квалификации |
Программы профессиональной переподготовки |
Направленность |
повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации |
получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. |
Прием на обучение |
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; |
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование |
Продолжительность обучения |
не менее 16 академических часов |
не менее 250 академических часов |
Итоговая аттестация |
является обязательным элементом образовательной программы |
является обязательным элементом образовательной программы |
Преемственность |
с профессиональными стандартами |
с программами среднего профессионального и высшего образования с профессиональными стандартами |
Из вышесказанного можно заключить, что система дополнительного образования имеет довольно развитую структуру, реализуются посредством различных видов программ, которые обладают специфическими особенностями.
Автор статьи: Тенякова Оксана Александровна, канд.экон.наук, директор АНО ДПО «Академия профессионального образования и развития».